В отношении заработков в интернете много неясностей. Что наиболее важно — непонятен юридический статус интернет-бизнеса: какими законами он регулируется, что делать можно,а за что государство может на незадачливого интернет-бизнесмена слегка обидеться.
Во-первых, возникают сомнения относительно самого названия. Если деятельность называется «бизнес», значит, это предпринимательская деятельность (не смеяться!). А предпринимательскую деятельность, да будет вам известно, в Российской Федерации можно осуществлять, только имея соответствующую регистрацию. Можно открыть бизнес, образовав юридическое лицо или зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.
А вот незаконное (читай — незарегистрированное) предпринимательство карается по закону. Разным образом карается, в зависимости от заработанных сумм, но важен факт.
Получается, те, кто занимается «интернет-бизнесом», зарабатывая в сети пару тысяч рублей в месяц — правонарушители и преступники? Так?
Так, да не совсем.
Понятия «интернет-бизнес», насколько я знаю, в законах не имеется. И название это для заработка на сайте возникло стихийно. Зато Гражданский кодекс дает определение предпринимательской деятельности вообще (статья 2):
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Вот теперь картина проясняется.
Далеко не всякий интернет-заработок относится к предпринимательской деятельности.
Например, создание интернет-магазина или раскрученного информационного сайта, где продаются места под баннеры — это предпринимательская деятельность. Самостоятельная? Да! Систематическое получение прибыли? Тоже да! На свой риск? Конечно!
Поэтому размещая на своем сайте обращение к рекламодателям «купите здесь место за столько-то денежек», вы начинаете заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. нарушать закон. А вот если рекламодатель обращается к вам сам и предлагает повесить баннер — то уже нет, потому что систематичности тут не наблюдается.
Идем дальше. Любовь всех блоггеров — Блогун. Вот тут ситуация неоднозначная. С одной стороны, мы здесь несамостоятельны — работаем через посредника. С другой, регистрация в Блогуне (и активный поиск рекламодателей) — именно систематическая продажа своих услуг.
Контекстная реклама. Не является предпринимательской деятельностью, так как несамостоятельна (вы не смогли бы, в отличие от рекламных постов и постовых, найти рекламодателя сами) и несистематична (размести код и жди). Более того, «Бегун» (одна из систем контекстной рекламы), указывает в договоре, что данный договор является гражданско-правовым, то есть аналогичен договорам подряда или найма жилого помещения. Система как бы берет вас на работу.
Как видите, в некоторых случаях разобраться довольно просто, в других — не очень. Жалко, что наше законодательство так неповоротливо и сильно отстает от жизни.
Добавлю напоследок, что, скорее всего, мелким «интернет-предпринимателям» ничего не грозит, даже если они слегка позанимаются предпринимательской деятельностью. Налоговым органам и без того немало работы — им и более «крупную рыбу» ловить сложно, а уж «бизнесменом» с доходами в несколько тысяч рублей в месяц (на домен, хостинг и пиво), вряд ли целесообразно заниматься.