Press "Enter" to skip to content

Как оценить бизнес-идею: пошаговый разбор

Не хватайтесь за реализацию бизнес-идеи только потому, что вы в неё влюблены. Постарайтесь посмотреть на собственный замысел скептическим взглядом стороннего наблюдателя.

Предлагаем вопросы, которые помогут проанализировать плюсы и минусы вашего проекта.

Реальные причины выбора

Для начала проанализируйте не столько идею, сколько породившие её обстоятельства. Честно спросите себя: «Почему меня привлекает именно такой проект?»

Правильный ответ на него один (потому что дело представляется перспективным), а неправильных — множество. Например, ни в коем случае не стоит создавать бизнес на фундаменте слепой веры в авторитет какого-то советчика.

Личный интерес к товару — тоже слабоватая причина. Если вам безумно нравятся блюда китайской кухни, это ещё не значит, что они понравятся жителям всего вашего микрорайона.

Состояние рынка и позиции конкурентов

Вы вряд ли придумаете что-то принципиально новое. Скорее всего, подобные товары и услуги уже представлены на рынке. Узнайте, как живётся компаниям потенциальных конкурентов:

  • давно ли они удерживаются на плаву;
  • в каком состоянии их оборудование;
  • чему рады и чем недовольны их покупатели/посетители/заказчики.

Получить информацию не так уж сложно — войдите в роль требовательного клиента и загляните в ближайшие офисы либо в магазины интересующего вас профиля.

Организационные детали

Важный момент — необходимость оформлять лицензии, сертификаты, патенты. Уточните, какие нормативные ограничения действуют на этом рынке.

Поинтересуйтесь и доступными льготами. Во многих регионах разработаны неплохие программы по поддержке малого бизнеса. Часто они ориентированы на развитие конкретной отрасли — сельского хозяйства, туризма и др.

Недавнему студенту будет очень полезно поучаствовать в проектах для молодых стартаперов («Ты предприниматель» и др.).

Математические расчёты

Вероятно, вам потребуется покупать оборудование, арендовать помещения, оплачивать труд наёмных работников. Сколько денег нужно для старта? Сумеете ли вы раздобыть такую сумму?

Банки рекламируют кредиты, но дают их не любому желающему. Их в первую очередь интересуют клиенты, уже сейчас имеющие стабильный доход.

Инвесторы тоже не ходят за стартаперами по пятам. Чтобы успешный бизнесмен согласился вложиться в ваше дело, вы должны будете привести веские доводы в пользу своего начинания. Идеальным аргументом будет проработанный бизнес-план с оптимистичными (и — правдоподобными!) данными о вероятных сроках окупаемости.

Если вы смутно представляете, как вести эти расчёты, но не сомневаетесь, что придумали идею на миллион, потратьте несколько десятков тысяч на сотрудничество с солидной консалтинговой фирмой. Даже негативный профессиональный прогноз будет выгодным для вас результатом. Лучше потерять небольшую сумму, чем влезть в грандиозные долги ради красивой иллюзии.

Другие материалы по теме